Sergach (forwardk) wrote,
Sergach
forwardk

Categories:

Русская цивилизация. Имущество артелей ... сохраняет свойство личного достояния (Победоносцев К.П.)

Оригинал взят у al_knjazev в Русская цивилизация. Имущество артелей ... сохраняет свойство личного достояния (Победоносцев К.П.)
Оригинал взят у al_knjazev в Имущество артелей ... сохраняет свойство личного достояния (Победоносцев К.П.)

(...)
Артель есть народная форма товарищества, возникшая непосредственно из хозяйственных потребностей и условий природы и быта. В этом смысле ее можно назвать не учреждением, а явлением быта, по преимуществу общинного: отсюда возник сам собой наш обычай жить и промышлять не в одиночку, а миром или гнездом и массой. Как в сельскохозяйственном быту у нас устроилась община, с уравнением владения в общем тягле по мере хозяйственной силы каждого, так особенно в кругу отхожего промысла, исходящего из той же общины, возникла форма подобного же общинного, непосредственного союза, в виде артели. Исследование этого явления народной жизни само по себе весьма любопытно, но едва ли достижима та цель, которую иногда имеют в виду исследователи, - уловить в этом явлении твердые юридические начала. Сфера обычая никогда не сходится со сферой юридических отношений; обычай в своей непосредственности исчезает, перестает быть обычаем при первой попытке кристаллизовать его, превратить его в твердую и определительную форму права. Артельное устройство, в юридическом смысле, имеет ту же основу, как и всякое товарищество по договору, но утрачивает свое значение, когда суживается в формальные рамки договора гражданского; ибо понятие об артели несравненно шире понятия о договоре и принадлежит к иному порядку форм и явлений: это форма быта в известных, неразрывно связанных с ним, экономических условиях. В этом смысле семья, община, артель - явления одного порядка в хозяйственном быте народном. Оттого в артели решаются просто и непосредственно задачи, прерывающие формальную меру законного права. Прежде всего это соединение отношений, прав и обязанностей, само по себе заключающее свою санкцию, - подобно всякому бытовому отношению. Участником союза становится всякий способный к делу, для которого собирается союз, - по мере силы своей и достатка. Все участники равны, но не в том значении формального равенства, которое подводит всех под одну черту, или меряет одной единицей, но в истинном значении соотносительного уравнения, чтобы никому ни перед кем не было обидно и всякий получал бы в меру дела своего и достояния: с таким уравнением может совмещаться значительное неравенство положения и достатка.

Положение участников становится неодинаковым уже и потому, что неодинаковы вклады, которые каждый приносит с собой в союз. Иной приходит с одним лишь личным трудом своим; другой приносит денежный пай; третий, не имея денег, содействует составлению фонда частью своего заработка; четвертый приносит с собой орудие производства и т.п. Все, составляемое таким образом имущество, соединяясь с последующими приобретениями, сохраняется, употребляется и расходуется не иначе как общая принадлежность; но тем не менее, то, что принесено каждым, не исчезая в массе, сохраняет и свойство личного достояния, что и проявляется при разделе общей прибыли, при выходе отдельного члена или при окончательном роспуске артели

(...)

http://sud09.ru/bibliot/Elib/822.html

Tags: Общество, экономика
Subscribe

  • От оно как бывает

    Стоило поработать три дня на чужом компьютере с виндой и нортон антивирусом, как уже вскрыли мой аккаунт вконтакте. Поменял пароль. Еще больше…

  • Всё пучком :)

    В предыдущем посте писал, что клиенты для ЖЖ у меня не работают. Скачал апдейт для xjournal, теперь работает! Дома провел выделенку интернетовскую…

  • Apple!

    Чем больше узнаю MAC OS X, тем больше забываю Windows, как страшный сон. Пока только не нашёл клиента для ЖЖ, который не отказался бы у меня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments